Страх – одно из фундаментальных человеческих чувств. С раннего детства они оберегают от опасностей и участвуют в формировании характера. И хотя первые страхи у каждого свои, была одна вещь, воплощавшая в себе их все: ночь. Одиночество, темнота, беспомощность, неизвестность, скрипы и шорохи спящего дома, кошмары… И, казалось бы, мы давно преодолели те, ранние детские страхи, да и в играх уже научились плести сложные психологические ужасы. Но как же прекрасно, что в индустрии существуют люди, способные напомнить, каково это – быть ребенком и бояться ночи. История разработки Among the Sleep – каноничная инди-сказка со счастливым концом. Изначально студенческий проект получил известность благодаря публичной альфа-версии (про которую писали и у нас), собрал четверть миллиона на Kickstarter, заручился поддержкой систем виртуальной реальности Oculus Rift и Project Morpheus и, наконец, сегодня
И да, параллели с American McGee’s Alice здесь вполне уместны, по крайней мере визуальные: маленькому протагонисту предстоит исследовать мрачный гротескный мир, в котором рациональные предметы повседневной жизни вроде игрушек и книг причудливо сплетены с иррациональными силуэтами и образами. Но если мир Алисы был воплощением безумия, то здесь главная тема – страх. Пальто на вешалках – чудовищные призраки, картины на стенах следят за тобой, в темных углах постоянно что-то движется, а доносящаяся издалека колыбельная матери искажается кошмаром в зловещие раскаты. При этом единственный способ противостоять окружающим ужасам – крепко прижать к груди плюшевого мишку, отчего мир становится чуть светлее и теплее.
Но зато хватать, таскать и кидать в игре можно всё, до чего дотянешься и на что хватит сил, физика вполне достоверна. Выдернуть вилку из розетки – легко, выключить телевизор пультом – без проблем, подвинуть стул к двери чтобы дотянуться до ручки – очень важный в двухлетнем возрасте навык. А с мячиками и кубиками и вовсе можно делать что угодно, даже кидать их в бутылки на полке, чтобы разбить. Только с этим лучше быть осторожнее, мало ли кого могут привлечь громкие звуки. Тени здесь иногда сгущаются настолько, что становятся живыми и опасными. Эти монстры ведут себя по-разному в разных частях кошмара, при взгляде на них экран трясется и расплывается, а оказаться у них на пути означает конец игры. Избежать их нетрудно: тени не способны залезть под стол или в ящик. Но куда тяжелее постоянно ощущать их присутствие.
Хотя Among the Sleep умеет испугать по-настоящему, игра не ставит это целью. Вместо выпрыгивающих монстров и «скримеров» она создает липкий, обволакивающий мир примитивных ужасов, в котором крайне неуютно находиться. При этом препятствия не представляют никакого труда и в инвентаре за время прохождения побывает не больше дюжины предметов, поэтому действие не провисает, а атмосфера не тратится на бесплотные попытки понять, чего же от тебя хотят. Главная ошибка, которую можно здесь совершить – играть при ярком свете и без нормальной акустики. Тогда Among the Sleep превращается в скучный клон Dear Esther, в бессмысленную трехчасовую прогулку по красивым декорациям с примитивными паззлами.
Если бы у меня была Oculus Rift, я бы учился бояться именно с помощью Among the Sleep: в серьезных "ужастиках" вроде Amnesia слишком велик шанс разбить драгоценные очки в первые десять минут игры. Но творение норвежских разработчиков ставит перед собой несколько другую задачу: не напугать, а почувствовать себя младенцем, который боится. Пройти путь страхов с самого начала так, как когда-то прошли в собственной жизни. Поэтому если планируете в обозримом будущем окунаться в виртуальную реальность, то сейчас лучше ограничиться бесплатной альфа-версией и оставить будущему себе возможность по-настоящему испугаться: без страха неизвестности это приключение потеряет очень многое.